На портале: www.proffi95.ru учреждений: 23     сотрудников: 277     обучающихся: 31    
ГлавнаяБлогиБлог Гайрабекова Аюба ЯкубовичаАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЧЕЧЕНСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА


А.Я.Гайрабеков


Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий[/i]

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ №1485-р от 06 сентября 2010 года, Программой социально-экономического развития Чеченской Республики на 2011-2015 годы в нашей республике разработана Комплексная программа развития профессионального образования Чеченской Республики на 2012-2016 года.
В приказе министра образования и науки Чеченской Республики А.А. Музаева № 1534-п от 25.10.2010 года о разработке программы определены 6 направлений целевого воздействия на систему начального и среднего профобразования:

1. Управление профессиональным образованием.

2. Инфраструктура профессионального образования.

3. Кадровое обеспечение учреждений профессионального образования.

4. Новые стандарты и технологии профессионального образования.

5. Интеграция с региональной экономикой.

6. Профессиональная ориентация и популяризация рабочих профессий. [1]

Реализация Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики способствовала возрождению разрушенных войной образовательных учреждений региона. В республике функционирует сеть учреждений профессионального образования, в которых обучается около 51,5 тыс. чел. по 117 специальностям. Система профессионального образования к началу процесса ее реформирования включала 15 училищ, 9 учреждений среднего профобразования и три высших учебных заведения. [2]

Из девяти колледжей и техникумов:

- 2 – входят в структуру Минздрава и Минкультуры: Чеченский базовый медицинский колледж и Чеченский государственный колледж искусств и культуры;

- 1 – в структуре Грозненского государственного технического университета: Грозненский нефтяной колледж;

- 3 - в ведении Министерства образования и науки республики: Чеченский колледж экономики и управления, Грозненский педагогический колледж и Гудермесский педагогический колледж;

- 3 – в федеральном подчинении.

К федеральным относятся: Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий, Грозненский политехнический техникум и Серноводский аграрный колледж. До 2003 года учредителями этих учреждений были Минтопэнерго, Минсельхоз и Госкомстат России. Все федеральные ССУЗы имеют славную историю. ГГКЭИТ в этом году исполнилось 78 лет, САК – 83 года, ГПТ имеет 47-летнюю историю. Наши учреждения выпустили в 2011 году – 1414 специалистов, в том числе на очном отделении – 800 человек.

Федеральные учреждения СПО закрывают 4-5 направлений подготовки специалистов среднего звена, и их выпускники востребованы в экономике и социальной сфере региона. Благодаря федеральному финансированию очень много сделано по восстановлению учебно-материальной базы учебных заведений, но осталось много нерешенных проблем. Если Грозненскому государственному колледжу экономики и информационных технологий удалось по Федеральной целевой программе в основном восстановить или отстроить заново все свои учебные корпуса, то в Грозненском политехническом техникуме и Серноводском аграрном колледже восстановительные работы далеки до завершения. ГПТ вынужден был освободить арендуемое ранее здание детского сада и в настоящее время разместился в приспособленных помещениях общежития. К концу 2011 года строители обещают завершить восстановление учебно-административного корпуса техникума. Серноводскому аграрному колледжу еще не выделены средства на восстановление основного учебного корпуса.

Поэтому вызывают особое беспокойство планы Правительства РФ по передаче в регионы с 2012 году всех учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Минобрнауки России. Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой сохранить за Минобрнауки России на 2012 и последующие годы бюджетные ассигнования на содержание 30 федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, находящихся в федеральной собственности и подведомственных Минобрнауки, с их сохранением в федеральной собственности. [3] Указанные учреждения расположены на территории Северо-Кавказского федерального округа, и среди них три наших учреждения. Продолжаем рассчитывать на то, что предложения руководства нашей республики и других регионов Северо-Кавказского федерального округа, поддержанные в федеральном округе и в Минобрнауки России, о сохранении наших учебных заведений в федеральном подчинении, хотя бы на период реформирования системы профессионального образования, будут услышаны. Это позволило бы осуществить в республике мероприятия в рамках разрабатываемого федеральным министерством по поручению Правительства Российской Федерации Комплекса мер по развитию в Северо-Кавказском федеральном округе начального и среднего профессионального образования в целях удовлетворения потребностей в профессиональных кадрах крупных российских компаний и регионального рынка труда.

Все 15 учреждений начального профессионального образования нашей республики два года назад переданы на местный бюджет. В результате они оказались в труднейшем финансовом положении. Особенно в критическом положении находятся сегодня те учебные заведения, учебно-материальная база которых не была восстановлена в период, когда они были в федеральном подчинении. Как вовлечь абитуриентов в училище для обучения рабочим профессиям, если нет специально оборудованных мастерских? А если разрушены и сами мастерские? Когда в ПУ №2 получили оборудованные классы для подготовки сварщиков, так сразу был конкурс при приеме на учебу и нарасхват у работодателей стали выпускники. Такая же ситуация сложилась после приобретения современного швейного оборудования в ПУ №26 и других учреждения НПО.

В учреждениях НПО на сегодня более 9000 обучающихся по 32 профессиям, новый набор 2011 года составил 4990 учащихся. При наличии посадочных мест число обучающихся в них было бы в разы больше, все эти учреждения работают в две смены. По статистическим данным, в ближайшие десять лет выпуск из основной и средней школы ожидается в среднем в пределах 20-22 тысяч человек и большая часть из них приходится на сельские районы, откуда в основном и поступают в учреждения начального и среднего профессионального образования. Но слабо разветвленная сеть учреждений и отсутствие общежитий в городских училищах, техникумах и колледжах ограничивает выпускников школ многих районов республики в их праве на получение специальности или рабочей профессии.

В рамках реализации программы реформирования системы профессионального образования, в целях оптимизации и реструктуризации республиканской образовательной сети, удовлетворения потребности населения республики в получении качественных образовательных услуг, профессий и специальностей, востребованных на рынке труда, Распоряжением Правительства Чеченской Республики в октябре 2011 года шесть учреждений НПО реорганизованы в техникумы. Они получили следующие названия в соответствии с профилем выпускаемых специалистов:

- ПЛ № 3 – Гуманитарно-технический техникум;

- ПУ № 2 – Чеченский технологический техникум;

- ПУ № 8 – Гудермесский железнодорожный техникум;

- ПУ № 13 – Строительно-технический техникум;

- ПУ № 17 – Калиновский техникум механизации сельского хозяйства;

- ПУ № 4 – Грозненский технологический техникум. [4]

Однако в большинстве из остальных девяти профессиональных училищ не восстановлены учебные корпуса, мастерские, нет общежитий или не успели полноценно оснастить мастерские учебным оборудованием. Если они пока не готовы преобразоваться в учреждения СПО, то в соответствии с проектом Закона об образовании в РФ, вступающим в силу с 1 января 2013 года, станут учреждениями профессиональной подготовки, тогда как население республики испытывает острую нехватку в учреждениях профессионального образования.

В Российской Федерации есть регионы, где ССУЗов насчитывается более полусотни. В нашей республике необходимо открыть еще несколько техникумов, особенно в сельских районах, в том числе и используя материально-техническую базу действующих и реорганизуемых учреждений начального профессионального образования. Перспективы социально-экономического развития республики диктуют необходимость строительства как минимум трех, а то и пяти новых учреждений профессионального образования. Считаем недопустимым, что в таких крупных районах, как Шалинский, Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Ножай-Юртовский, нет ни одного учреждения начального и среднего профессионального образования. В трех расположенных по Тереку районах - Наурском, Надтеречном и Шелковском есть только одно учреждение профессионального образования - Калиновское ПУ №17, недавно реорганизованное в техникум. Профессиональные учебные заведения в основном сосредоточены в г. Грозном и они не имеют общежитий. В результате лишь те из выпускников сельских школ, кто имеет возможность жить у родственников или арендовать жильё, имеют доступ к профессиональному образованию. А как быть сельской молодежи из малообеспеченных семей?

Мы уже десятилетиями говорим о непрерывном, многоступенчатом, многоуровневом образовании, о преемственности в системе общего и профессионального образования. В соответствии с действующими нормативными актами учреждения среднего профессионального образования республики стали сотрудничать со школами по профильной подготовке школьников и принимать выпускников училищ, поступающих на профильные специальности, для продолжения учебы в сокращенные сроки. Однако на сегодняшний день лишь единичные случаи, когда государственные вузы республики осуществляют прием выпускников техникумов и колледжей, даже прошедших повышенный уровень подготовки и поступающих по профилю избранной специальности, для учебы по сокращенной программе. Поэтому выпускники вынуждены поступать на заочные отделения часто негосударственных вузов Ростова, Ставрополя, Нальчика, Пятигорска, Махачкалы и других городов соседних регионов, чтобы за 3-3,5 года получить высшее образование. А ведь можно было бы ввести сокращенную программу подготовки в наших вузах, хотя бы на контрактной основе.

Считаем, что высшие учебные заведения республики теряют и выгоду, и прекрасный контингент студентов, закончивших ССУЗы с хорошими и отличными знаниями. Если высшее экономическое или техническое образование можно еще получить заочно, то как быть выпускникам медицинских колледжей, когда после получения за 3-4 года среднего профобразования нужно еще 5-6 лет учиться на очных отделениях медицинских вузов? Нам представляется, что это ограничивает права наших выпускников и не способствует преемственности между уровнями профессионального образования. Право выпускников учреждений среднего профессионального образования получить высшее образование в сокращенные сроки при поступлении на профильные специальности вузов должно соблюдаться, и государство не должно дважды тратить бюджетные средства на их обучение.

Учреждения начального профессионального образования играют огромную социальную роль в обществе. Молодые ребята, кроме того что получают профессию, попадают в мощный воспитательный процесс, проходящий в учреждениях НПО, участвуют в различных мероприятиях, шествиях, субботниках, воспитываются в духе толерантности и интернационализма. Преступность и наркомания среди обучающихся и выпускников училищ сведена на «нет». Обучающиеся обеспечиваются бесплатным питанием и стипендией, а сироты вовсе состоят на государственном обеспечении, что тоже играет немаловажную роль для молодежи из социально незащищенных и состоящих в группе риска семей. Отсутствие данной системы в проекте нового Закона об образовании вызывает опасение, ведь в результате за стенами учреждений образования останется тот контингент выпускников, который сегодня является самым беззащитным, подвергаясь влиянию иных идеологических сил, чуждых нашему обществу.

С 2009 года федеральные образовательные учреждения всех уровней перешли на новую систему оплаты труда (НСОТ). Это позволило немного повысить зарплату сотрудников, но оплату преподавателей мы смогли поднять незначительно. За три года значительно повысились цены, а зарплата практически не менялась. Еще хуже обстоят дела в учреждениях СПО, находящихся на региональном бюджете. В этих колледжах низкая заработная плата у всех категорий работников. Сегодня заговорили о повышении в новом учебном году оплаты труда работников общего образования, а будет ли повышение в системе начального и среднего профессионального образования неизвестно.

В учреждениях НПО и СПО сегодня работают квалифицированные педагогические кадры, с трудом удерживаемые руководством из-за низкой заработной платы на своих рабочих местах. Сегодня, мастер производственного обучения, имеющий педагогическое и специальное образование, работая с обучающимися шесть дней в неделю, получает 5-7 тысяч рублей, тогда как специалист его квалификацией может заработать эти же деньги за один день. Даже учащиеся на производственной практике, получают заработную плату в два-три раза больше чем их мастера и преподаватели. Неоднократно данный вопрос поднимался на общероссийском уровне, но, к сожалению даже в последнее 30%-ное повышение заработной платы учителей школ, мастера производственного обучения и преподаватели училищ не включены, несмотря на то, что в училищах работают преподаватели общеобразовательных дисциплин, которые, как и в школах, выполняют программу полного общего образования.

Заработная плата мастеров производственного обучения должна быть приравнена и даже быть выше заработной платы на производстве в той отрасли, для которой они готовят специалистов, тогда учреждения профобразования смогут принимать на работу высококвалифицированных мастеров и открывать новые профессии. Ведь не секрет, что введение новой профессии в образовательном учреждении напрямую зависит от педагогических кадров. Например, ПУ №8 в г. Гудермесе реорганизовано в железнодорожный техникум и с 2012 года необходимо начать подготовку специалистов со средним профессиональным образованием. Кроме того, есть желание в перспективе открыть при техникуме филиал Ростовского государственного университета путей сообщений. Сразу возникает проблема квалифицированных педагогических кадров преподавателей по специальным дисциплинам, характерная для всех учреждений профобразования. Кто из специалистов, работающих в отрасли, захочет перейти на преподавательскую работу с мизерной заработной платой. Поэтому необходимо комплексное решение проблем профессионального образования на государственном уровне.

Реализация Комплексной программы развития профессионального образования Чеченской Республики на 2012-2016 годы позволит Министерству образования и науки региона при финансовой поддержке федерального центра и Правительства ЧР завершить структурную модернизацию учреждений профессионального образования всех уровней, внедрить новые механизмы управления качеством профессионального образования, решить задачи по совершенствованию учебно-материальной базы учебных заведений и повысить заработную плату педагогическим работникам.

Литература и источники:

1.Проект Комплексной программы развития профессионального образования Чеченской Республики на 2012-2016 гг. – 9-10 с.

2.Отчет о работе отдела профессионального образования и науки Минобрнауки ЧР за 3 квартал 2011 года. – http//mon95.ru/content/view/1333/89/.

3.О развитии учреждений профессионального образования Северо-Кавказского федерального округа. Письмо министра образования и науки Российской Федерации № МОН-П-23/4 от 19.08.2011 года.

4.Распоряжение Правительства Чеченской Республики № 363-р от 04.10.2011 г. « О придании статуса государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Чеченской Республики учреждениям начального профессионального образования Чеченской Республики.

Наука, образование, инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (26-27 ноября 2011 года). В двух томах. Т.1. Махачкала, 2011. С. 25-30.
 Гайрабеков Аюб Якубович  |    2609 дней назад (26 декабря 2012)  |    Блог Гайрабекова Аюба Якубовича

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!