Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения:
Шрифт: Arial TNR
Кернинг: 1px 2px 3px
Обычная версия
Выбор образовательного учреждения

Вербальные и невербальные средства выражения маскулинности в интернет-коммуникации (на материале русскоязычных форумов Чечни)

1552 дня назад (19 января 2013)
Редактировалось: 2 раза — последний 21 января 2013
Рубрика: Мои статьи
Вербальные и невербальные средства выражения маскулинности в интернет-коммуникации (на материале русскоязычных форумов Чечни)

МУСТАПАЕВА А.Д., СТАВРОПОЛЬ, РОССИЯ

Мужественность и женственность – многомерные исторически изменчивые концепты. Культурная репрезентация гендера формируется при помощи тех или иных сторон данных концептов. В настоящее время значительную роль в актуализации и в динамике гендерных стереотипов играет Интернет-коммуникация.
Интернет определяется как качественно новая сфера коммуникации, обусловливающая специфические социально-психологические характеристики общения. Интерактивное общение через Интернет занимает все более обширную нишу в межличностном и межкультурном общении. В настоящее время происходит процесс формирования социо- и этнокультурных традиций коммуникации в Сети.
Использование образов, репрезентирующих понятия «мужественность» и «женственность», занимает весомое место в Интернет-коммуникации. И.В.Грошев, выявив в ходе анализа приоритетность образов «мужественность» и «женственность» по отношению к рекламной сфере, полагает, что это обусловлено рядом факторов:
1. «по силе эффекта привлекательности именно изображения людей занимают значительные позиции;
2. наиболее глубокой, внутриположенной чертой человека является его принадлежность к определенному полу. Мужественность и женственность в известном смысле суть предшественники и изначальные способы выражения сущности, т.е. чего-то такого, что может быть одномоментно передано в любой социальной ситуации, и даже такого, что попадает в самую цель при характеристике человека.
3. пол, вкупе с возрастом, дает более глубокое, по сравнению с принадлежностью к определенному классу или какой-либо социальной группе, понимание того, какой должна быть наша первичная природа и в каких ситуациях она может быть и должна быть продемонстрирована» [Грошев, 1999: 11].
Анализ собранного невербального и вербального материала, репрезентирующего понятия «мужественность», на русскоязычных форумах пользователей Чеченской республики позволяет сделать вывод о том, что данные факторы относятся и к Интернет-коммуникации.
По степени соответствия пользователя своему реальному «я» все пользователи Сети делятся «на «естественных», чей реальный облик, статус, пол совпадает с виртуальным, и тех, кто изменяет свои параметры с целью соответствия тем или иным представлениям и стереотипам успешности – создает так называемый аватар» [Волкова, 2004: 223]. Покажем это подробнее на материале различных параметров (никнеймов, аватаров, статусов, логинов, паролей, сообщений) пользователей Чеченской республики на русскоязычных форумах.
Гендерная принадлежность пользователя Сети – это его отнесенность к определенному социальному полу, который обусловлен биологическими и социальными различиями между мужчинами и женщинами. Рассмотрим на нашем материале мужской гендерный стереотип, под которым мы понимаем стереотип, соответствующий понятию «мужественность» с опорой на традиционные мужские характеристики. По мнению А.В.Кирилиной, мужчины соотносятся с силой, заработками, сексуальностью, агрессией, движением [Кирилина, 2000: 56- 60].
Анализ собранного материала показывает, что в изучаемом фрагменте Сети можно выделить несколько мужских образов: образ чеченца, образ горца-разбойника, образ волка, образ современного крутого мачо, образ воина. Названные мужские образы представлены сочетанием вербальных и невербальных знаков. Полагаем, что основной составляющей в портрете мужчины-чеченца в Интернете является никнейм в силу своей определенности и частотности. Аватар, статус, логин, пароль, сообщения дополняют, расширяют информацию, которую передает никнейм.
Самым распространенным образом в наших материалах является образ чеченца. Этот образ представлен никнеймами, называющими место проживания пользователя в Чечне, его тейп, номер региона, присвоенный Чечне: 1) Sayasan boy. Пользователь дал такое пояснение: «Я из села Саясан (Чеченская республика, Ножай- юртовский район), занимаюсь английским языком, вот и написал САЯСАНСКИЙ ПАРЕНЬ»; 2) Ч1инхо. Пользователь так объяснил свой выбор: «Ч1инхо – один из чеченских тейпов, последователь каждого из которых считает честью что относится именно к данному тейпу а не к другому, и с великой гордостью называет свой тейп и дорожит им»; 3) sulambek_95 Аллеро (Аллеро – один из тейпов чеченского народа); 4) DISHNI K1ANT 95 REgION (Дишни - один из тейпов чеченского народа, к1ант на чеченском означает «сын»); 5) Чечен; 6) Вайнах; 7) Олег Enk1alo (Enk1alo - один из тейпов чеченского народа); 8) chinho chinhoev (chinho – чинхо - один из тейпов чеченского народа); 9) идрис Гендаргно (Гендаргно - один из тейпов чеченского народа); 10) Ламро ******* - один из тейпов чеченского народа); 11) artur gunoevski - (gunoevski - гуноевский – гуной - один из тейпов чеченского народа); 12) Ислам t.1.е.r.l.o (t.1.е.r.l.o - т1ерло - один из тейпов чеченского народа); 13) =UMAR= NASHHO= (NASHHO – нашхо - один из тейпов чеченского народа); 14) patriot_ 95 (Чеченская республика является 95-ым регионом РФ); 15) 95 region !!!!!; 16) Амрудди 95region. Большинство аватаров, сопровождающих названные никнеймы, являются фотографиями реальных пользователей (выяснено нами в результате опроса), что усиливает реальность портрета пользователя.
Одним из распространенных образов является образ горца-разбойника. Аватар, репрезентирующий образ горца-разбойника, это, прежде всего, рисунок абрека на коне на фоне ночного неба или гор: всадник вооружен, одет в традиционную одежду горца; реже это рисунок нескольких сражающихся абреков на фоне гор или поясной портрет конкретного абрека прошлого. Названное визуальное сообщение является символическим, не совпадающим с реальным пользователем Сети. Такой аватар может сочетаться с разными по признаку реального/символического представления другими элементами портрета мужчины-чеченца в Интернете. Остальные виды сообщений являются лингвистическими: это никнейм, статус, логин, пароль, сообщения.
Логин и пароль аватара-рисунка Абрек может характеризовать реального пользователя. Например, логин и пароль [email protected] пользователь аватара Абрек расшифровал как Саламбек Алимханов: salam – сокращение от имени пользователя Саламбек, 95 – регион ЧР, 71 – год рождения. Логин и пароль [email protected] пользователь аватара Абрек расшифровал как Махрудин (мужское имя, распространено в Чечне).
Логин и пароль аватара-рисунка Абрек может сочетать характеристики символического и реального пользователя. Например, логин и пароль [email protected] пользователь аватара Абрек расшифровал как Абрек, родившийся в 1974 году. Образ горца-разбойника выражают также никнеймы Бандит, banditos, Бандито. Пользователь последнего ника так объяснил свой выбор: «выбрал потому что чеченцев и называли бандитами, а я чеченец».
Никнейм, сопровождающий аватар-рисунок Абрек, обычно выражается словом абрек, повтором этого слова – абрек-абрек, сочетанием этой лексемы с собственными именами, называюшими известных абреков прошлого, - абрек Зелимхан, абрек Зелимхан Харачоевский, абрек Вара, DATA TUTASHKIA на кириллице, латинице, прописными или строчными, т.е. усиливает символическое содержание визуальной составляющей портрета мужчины-чеченца в Интернете.
Образ волка. Представлен, например, такими никнеймами: 1) Борз, Borz (borz в переводе с чеченского – «волк»); 2) borzik (в переводе с чеченского «волчонок»; 3) слово Borz, сопровождающееся чеченскими собственными именами: ВORZ_DAUD, LECHI BORZ, NAIB BORZ, Nohcho Borz; 4) слово Borz сопровождается дополнительными знаменательными словами русского языка на латинице или кириллице: borz_odinochka (пользователь так мотивировал свой выбор: «Вайнах я, потому что кровь во мне волчья и я одинок»), Просто Борз, Nohcho Borz, (пользователь написал так: «потому что волк доблестный, отважный, честный, непокорный власти, свободный и справедливый»), Борз Че (ЧЕ - сокращенно «чеченец», в этом случае мы наблюдаем явление языковой игры: отзвучие с именем Че Гевара), Борз 95 (95 - это Россия, Южный ФО, Чечня), Борз 30 января 1985 (день рождения), Борз 26 лет (возраст); 5) волк, derskiy_volk. Необходимо подчеркнуть, что выбор пользователями этого образа является неслучайным Волк издревле является у чеченцев религиозно-мистическим символом силы духа, свободы и непоколебимости.
Образ современного крутого мачо. Представлен, например, такими никнеймами: 1) МbХоlostyak-CheRap. Пользователь дал такое пояснение: Mb- «мобильный», Xolostyak – «холостяк», Che – «чеченский», Rap – «рэп»; 2) VIP БЕЖIУ. Автор так мотивировал выбор своего ника: БЕЖIУ– «на чеченском языке означает «пастух», написал для прикола». Данный никнейм сопровождается аватаром-фотографией машины Мерседес; 3) ходи мимо; 4) VIP PERSONA _ IZ 95-REGIONA (т.е. вир-персона из 95-го региона). Этот же образ вербализован в портрете другого пользователя Сети иначе, через имя и фамилию: имя – Шамиль, фамилия – Бонд. Образ современного крутого мачо часто выражается в семантике и прагматике сообщений на форумах: например, это сообщения о блондинках, глупых и красивых, которых предпочитают мужчины-чеченцы, как и мужчины любой культуры и национальности. Например, в теме «Существует ли любовь?» мы нашли такую переписку двух пользователей-мужчин: А. «Балам бац. Блондинка еееез)) («балам бац» – нет дела)». – Б. «Я, если хочешь, одну-двух-то подгоню тебе)), у меня их много?))». Необходимо отметить, что этот образ и его атрибуты (крутые машины и телефоны, блондинки, отнесенность мужчин к избранным) является общим для мужчин-пользователей Интернета в Российской Федерации.
Образ воина. Например, представлен такими никнеймами: 1) самурай одинокий; 2) BlackPrizrak, которые сопровождаются аватарами, изображающими вооруженного мужчину. В нашем материале мы нашли вербализации данного образа в статусе, который выбирает сам пользователь (а не админы сайта или форума). Это статус Чеченский динамиТ. Его автор написал, что «хочет показать свою силу и мощь», при выборе статуса несомненно сказались последствия войны, когда стали крылатыми фразы «чеченский атом - гранатомет», «чеченский пулемет», «чеченский снайпер», «чеченский камикадзе», «чеченская пуля» и т.д. Считаем, что образ воина также является общим для мужчин-пользователей Интернета в Российской Федерации.
Таким образом, мужской гендерный стереотип в таком фрагменте Сети, как русскоязычные форумы Чечни, содержит как общероссийские характеристики (образы мачо, воина), так и специфичные этноментальные составляющие (образы чеченца, горца-разбойника, волка).
+13.0
Вербальные и невербальные средства выражения феминности в интернет-коммуникации (на материале русскоязычных форумов Чечни) | Графодеривация как частный вид креолизованного текста в русской речи чеченца-билингва на различных форумах Чеченской республики
Комментарии (0)
?>