На портале: www.proffi95.ru учреждений: 23     сотрудников: 277     обучающихся: 31    
ГлавнаяКлубыРеспубликанское методическое объединение преподавателей гуманитарного циклаБлог клуба клуб преподавателей РМО гуманитарнрго циклаОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ НА ТЕМУ: ^НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ"
План-конспект открытого урока по русскому языку и культуре речи

Тема: Невербальные средства общения.
Преподаватель: Гельхаева М.Д.
Учебные группы: Б-1(11)
Дата: 07.11.2017 г.
Планируемые результаты:
Предметные: дать понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни;
Метапредметные:
Регулятивные:
-формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
-развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
-сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе;
отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-развивать навыки понимания окружающих людей, навыков невербального общения, развития наблюдательности.
Познавательные:
-понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
-извлекать нужную информацию.
Личностные:
-создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
-создание условий для развития уважительного отношения студентов друг к другу;
-формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью;
-способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями;
-показать значимость умения невербального общения для будущей практической деятельности.

Тип занятия: комбинированный урок
Метод (прием) проведения занятия: частично-поисковый, словесный, проблемный
Форма (вид) занятия: индивидуальная, фронтальная,групповая

Ход занятия
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова академика Александра Львовича Минца: “Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать”. Как вы понимаете это высказывание?


I. Организационный момент.
Предварительная организация (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида обучающихся, организация внимания).
•Подготовка студентов к работе на занятии.
•Взаимное приветствие преподавателя и студентов.
•Визуальный контроль готовности к занятию.
Здравствуйте, дорогие ребята. Рада вновь приветствовать вас на уроке. Очень бы хотелось, чтобы наш урок прошёл интересно и продуктивно, однако одной мне не справиться. Вы согласны помочь мне? Но сначала я хотела бы узнать, с каким настроением вы сегодня пришли. Какое у вас настроение? – Влияет ли время года на настроение человека? – Каким оно должно быть зимой ? – Какими бы красками обозначили свое настроение?
(предполагаемые ответы обучающихся
… настроение по-зимнему прекрасное, … происходят обновления в природе.
… новые чувства, переживания, надежды.

Отлично! Вижу, что вы в хорошем расположении духа, а значит, мы можем двигаться дальше.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

Подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое. Цели формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.
* Наш урок я хочу начать с отрывка из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Цыплёнок».
(Преподаватель читает сказку без мимики и жестов.)
«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову.
Вот так.
И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая.
Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой!..»
* Вам все понятно? Почему? (Нет, не все. Какой «такой» цыпленок? Как он задирал голову? Как выглядят мама и кот – мы не узнали..., потому что их не показали)
* Оказывается, наша речь не всегда бывает понятна без жестов и мимики.
* Как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь? (ответы детей: о жестах и мимике)
* Верно. Они относятся к невербальным средствам общения, поэтому наш урок и будет называться «Невербальные средства общения».
* Запишите тему в тетрадь.

Слайд 1.

III. Актуализация опорных знаний и их корректировка
Вопросы:
Что такое коммуникация?
Что такое «Вербальное общение»?
Насколько важна коммуникационная компетенция для людей вашей профессии?
Можно ли общаться без слов?

Слайд 2
Словарная работа:
* Слово «невербальные» для вас новое, попытаемся выяснить его лексическое значение.
* Посмотрите, пожалуйста, на экран. Возможно, эта запись поможет вам понять значение слова «невербальные».
Невербальный – неречевой
Пантомимика -совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции.
Кинесика (др.-греч. κίνησις — движение) — совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата).
Экстралингвистика - это включение в речь пауз, а также различного рода психологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.
Такесика — невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, ударов и т.д.), а также область психологии, занимающаяся его изучением.
Мимика – движение мышц лица, выражающие душевное внутреннее состояние.
Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

III. Изучение нового материала
Лексическая работа в группах.
* Что же такое – мимика и жесты? Давайте определим лексическое значение этих слов. Для этого я предлагаю вам поработать в группах.
Слайд 4.
1 и 2 группы – учёные лингвисты, я попрошу помочь мне собрать рассыпавшиеся предложения с определениями мимики и жестов.
(1 группе предложение в разрезке: Мимика – движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
2 группе предложение в разрезке: Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.)
3 группе – экспертам - я предлагаю поработать со словарём, найти там определение слов мимика и жест и проверить, правильно ли ребята 1 и 2 группы выполнили своё задание.
А 4 группа – исследователи - поработает с текстами
Задание: прочитайте внимательно тексты, найдите описание жестов. Подумайте, заменяют они речь или дополняют?
1. – Дениска, - сказал папа, - твой двоюродный дядька Харитон Васильевич приедет. Он давно с тобой хотел познакомиться…
Я спросил:
- А кто он такой?
Алексей Михайлович поднял палец кверху:
- Капитан дальнего плавания – вот кто он такой.
2. – Ты неплохо устроилась, - как-то сказала мама. – Значит, Лёва будет учиться, совершенствоваться, а ты будешь всего-навсего посвящать ему свою жизнь. Какие-то у тебя иждивенческие настроения!
- А сестра Чехова, по-твоему, тоже была иждивенкой? – спросила я в ответ.
- Ну уж … хватила!
Мама изумлённо развела руки в стороны. Когда нечего сказать, легче всего разводить руками…

Примечание: Иждивенчество – стремление во всём рассчитывать на помощь других, жить за чужой счёт.)


Лекция преподавателя:
Объяснения преподавателя:

Слайд 5
Чтобы понять смысл высказывания, оказывается недостаточным проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего, его эмоции, которые и выражаются в разнообразных жестах, мимике. Невербальных средств, которые помогают нам в словесном общении, много, но мы сегодня будем говорить именно о мимике и жестах, ведь ещё древнеримский оратор Цицерон говорил о том, что “все движения души должны сопровождаться жестами и мимикой, способными разъяснить дела души и мысли".
Слайд 6,7
Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам, без сомнения, знаком жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов: таким образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.
Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой, левую прикладывают за ухо да ещё и высовывают язык. Это означает: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен». Но вряд ли стоит пользоваться этим жестом, если вы не в Тибете.
А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.
А какой жест приветствия используем мы ? ( в качестве приветствия пожимают друг другу руки.)
Рассказывать об истории жестов можно очень долго и интересно.
- А где ещё мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухонемых; а в школе, на уроках – подсказки.) Рассказывать об истории жестов можно очень долго. Если кто-то заинтересуется, может найти материал в книге Владимира Матвеева «В мире вежливости».

Закрепление материала.
.
Решение ситуативных задач.
С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций. (Работа ведётся в парах или по группам).
1). «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (Жест-показ: показать всей рукой, а не пальцем).
2). Идя в школу (во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут накаток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую – вы, чтобы отказаться? (Жест-приглашение и жест-отказ).
3). «На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты использует учитель и ученик? (Жест-указание, жест-воспоминание).
4). Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?
5). Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете папе или маме, что получили «пять». С помощью какого жеста?
7). «В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует? (Жест-указание на место.)
8). «На рыбалке». Рыба только начала клевать, и этот в момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел?
Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы – есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни одного слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.
6. Решение коммуникативно-ситуативных задач.
- А сейчас мы с вами поговорим… А о чём? Вам подскажет стихотворение:
Муравей сороконожке повстречался на дорожке.
- С добрым утром! Как дела? –
сорок лапок подала.
И пока он лапки жал,
Тут и вечер набежал.
Э.Гольдман.
Итак, речь пойдёт о жестах приветствия и прощания. Оказывается, существует даже этикет жеста. Русский писатель А.И.Куприн говорил, что по рукопожатию можно не только узнать отношение человека к тебе, но и всё о его характере. Например, подать два пальца – это высокомерное приветствие, поднять руку «лодочкой» - человек смущён, долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе и т. д. но запомните, чем человек вежливее и воспитан, тем более сдержан у него жест.
Сейчас мы инсценируем несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, вы разыгрываете её, используя нужные жесты и мимику.
7. А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми? Вспомните мультфильм «Крошка Енот». Кого испугался маленький Енот
и что посоветовала ему мудрая мама? хочу напомнить вам прекрасные слова В.Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, -
всё нужно себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».
Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
IV. Подведение итога урока
4. Работа со сказкой.
Пришло время вернуться к началу нашего урока. Помните непонятную сказку про цыплёнка?
Слайд 8.
* Сможете ли вы прочитать её так, чтобы всем всё стало ясно? Что вы дляэтого будете делать?(использовать жесты и мимику)
* Кто попробует? (желающему даётся печатный текст сказки)
Вывод 4. * А теперь попробуйте сделать вывод о том, какую же роль играют жесты и мимика в нашей жизни? (Они помогают нам выразить мысли более точно, передать эмоциональное состояние, а иногда и вовсе заменяют речь.)
* Молодцы!
Все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.- Наша мимика, наши жесты и речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо ещё работать. И если наш сегодняшний урок вас чему-то научил, я очень рада. А на прощание, мне хочется подарить вам стихотворение С.Я Маршака «Пожелание друзьям». Пожелания друзьям
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

V. Рефлексия
• Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив. Анализ учебной деятельности.
• Предлагаю вам продолжить предложение: Сегодня на уроке я узнал, что…
• Проанализируйте свою работу.
• Какая часть урока вам понравилась больше всего и почему?
• Чувствуете ли вы себя уверенным?
VI. Домашнее задание (Инструктаж)
§2,3,с.15-18, 25-27,упр.7,18
Учебное пособие по русскому языку и культуре речи(Автор Е.Д.Ващенко)

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!