На портале: учреждений: 23     сотрудников: 277     обучающихся: 30    
Первый республиканский форум "ШКОЛА и ОБЩЕСТВО"
ДОКЛАД

на тему: «Формирование общекультурных компетенций через знание истории родного края»

Преподаватель Гельхаева М.Д.



Формирование общекультурных компетенций через знание истории родного края.
Темпы развития каждой страны зависят от того, насколько гармонично в обществе сочетаются потребности, интересы, возможности разных поколений, насколько используется потенциал молодежи. Мы должны быть уверены, что в нужный момент можно опереться на молодежь, направить ее энергию в нужное русло, предоставляя ей возможность участвовать в различных социальных преобразованиях. Ведь молодежь – это наше будущее, которое обеспечивает перспективы развития общества.
Целью образования является личность, обладающая определенным набором знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств. Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы. Цепочка передачи духовного опыта человечества, обеспечивающая связь между поколениями, прерывается. Народные чеченские сказки, песни, традиции стали уходить из быта семьиВ связи с этим, тема развития общекультурной компетенции через приобщение обучающихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у подростков подлинной любви и уважения к своей Родине, к чеченской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству родного края. Система обновления современного образования ориентирует нас, педагогов, на активный поиск нового содержания образования и изменения приоритетов обучения. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, значительно расширяют сферу действия и нового образовательного стандарта. Изучение культурного наследия родного края способствует развитию творческих возможностей обучающихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество. Сегодня перед нами встает задача возрождения традиций и утраченных духовных ценностей.
Но каким бы не был путь формирования ОКК, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.
Как же осуществляется формирование общекультурных компетенций в наших условиях, в работе преподавателей?
1.Прежде всего это происходит при изучении предмета «история ЧР». Такие темы, как «Материальная и духовная культура чеченцев», «Народное искусство чеченцев», «Общественный быт чеченцев» являются благодатным материалом для формирования понятий , как героизм, мужество, любовь к Родине, непоколебимость перед врагом, храбрость. Дополняют уроки истории ЧР внеклассные мероприятия:
1.Тематические классные часы.
2.Исследовательская работа студентов о родном крае.
3.Встречи с писателями, поэтами, историками, Учеными богословами.
4.Посещение театра.
5.Экскурсии в музеи.

В актовом зале Чеченского колледжа экономики и управления в рамках реализации Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики часто проходят встречи студентов с представителями Департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики, Комитета по международным, межпарламентским связям, национальной и информационной политике, министерства образования и науки, которые призвали молодежь помнить и соблюдать обычаи и традиции своего народа, тем более, что Ислам придает большое значение дружным и крепким отношениям как внутри семьи, так и внутри общества в целом.
Особо обратили внимание на то, какую роль играет Интернет в формировании мировоззрения современной молодежи. Умение отличить правду от лжи - задача нашей молодежи.

Воспитание подростков посредством театра не только действенно, оно обогащает внутренний мир, развивает личность.
Также в рамках реализации Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской республики, студенты Чеченского колледжа экономики и управления в очередной раз стали зрителями Государственного русского драматического театра имени М. Ю. Лермонтова.
На этот раз студенты колледжа были на постановке спектакля «Слово мужчины»( Къонахчун дош). Патриотическое воспитание молодежи основано на наглядном примере. Всю историю подрастающие поколения воспитывались на примере героев. Сегодня рядом с нами живут герои, подвиги которых являются примером подражания для подрастающего поколения.
Пьеса Абу Уциева основана на реальных событиях и отражает страницы новейшей истории Чеченской Республики, повествует о славном сыне чеченского народа, увенчанном высшими наградами России и Чеченской Республики – Рамзане Ахматовиче Кадырове. Красной нитью через весь спектакль проходит главная тема «Жизнь героя – мужества урок». Спектакль создан на документальном материале, является достойной данью уважения всем, кто сражался и продолжает сражаться на пути защиты мира и правопорядка. Постановка способствует воспитанию в молодежи таких качеств, как верность данному слову, бесстрашия и мужества. К знаменитому Шекспировскому «Вся жизнь - театр» хочется добавить: жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.

С целью приобщения обучающихся к истории родного края проходят экскурсии в национальный и другие музеи Чечни.Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия музея. Увлеченность современных студентов музеем, неподдельная. Благодаря посещению музея студенты ощущают свою причастность к близким и далеким предкам, родовым корням своей нации, народа. Краеведческая деятельность развивает инициативу, активность обучающихся, помогает их духовному и нравственному росту, дает возможность для правильной организации досуга, развития творческих способностей и коммуникативных навыков.Музей является носителем исторической памяти, материальной, духовной жизни народа и содействует расширению кругозора учащихся и формированию их познавательных интересов, активизации поисково-исследовательской деятельности.


Нравственное и духовное развитие личности через музейное краеведение — это многогранный и сложный процесс, который позволяет развивать познавательные интересы обучающихся, приобщать их к творческой деятельности, формировать практические и интеллектуальные умения и общекультурные компетенции. Для развития общекультурных компетенций краеведческая работа предоставляет благодатную почву.


Познакомиться с культурой, традициями и обычаями чеченского народа позволяют достопримечательства Чечни: уютные горные аулы и старинные башни, уникальное высокогорное озеро Казеной-Ам, и исключительные по красоте горные ландшафты, Замок Пхьакоч в Итум-Кали, Город мертвых – Цой-Педе.

Заключение
ФГОС третьего поколения прямо предусматривает в качестве конечного результата обучения на каждом уровне подготовки и направления –освоение учащимися общекультурных компетенций.
В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории родного края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться, прежде всего, к повседневной, к близкой для учащихся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны.

Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность студента, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом. Значимость этого интегративного качества личности повышается и в связи с переходом от традиционной к личностно ориентированной парадигме образования, когда обществу нужны активные, компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения и готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие ставить цели и конструировать пути их достижения.

В связи с этим, проблема формирования общекультурных компетенций становится одной из актуальнейших в нашей работе.Мы должны использовать перечисленные формы работы, чтобы через изучение истории родного края формировать общекультурные компетенции.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Лента активности

3 дня назад
3 дня назад
3 дня назад
Гельхаева Мадина получает награду "500 файлов пользователей в библиотеке":
500 файлов пользователей в библиотеке
3 дня назад
Гельхаева Мадина получает награду "500 постов в блогах студентов":
500 постов в блогах студентов
3 дня назад
Гельхаева Мадина получает награду "500 постов в блогах педагогов/сотрудников":
500 постов в блогах педагогов/сотрудников
3 дня назад
Гельхаева Мадина получает награду "500 видео пользователей":
500 видео пользователей
3 дня назад
Гельхаева Мадина получает награду "50 файлов пользователей в библиотеке":
50 файлов пользователей в библиотеке
3 дня назад
Гельхаева Мадина получает награду "50 файлов в библиотеке":
50 файлов в библиотеке