На портале: учреждений: 23     сотрудников: 277     обучающихся: 30    
Занимательные задания по русскому языку
1. Скажите, что в толковом словаре раньше: осень или весна? зима или лето? утро или вечер? собрание или собираться? обед или ужин? прыжок или прыгать? час или минута? уход или приход?
2. Расставьте в алфавитном порядке слова.
Метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.
3. Напишите слова, значения которых приведены ниже.
... – отверстие вулкана.
... – период, продолжающийся четверть года.
... – место на реке, где ее можно перейти.
... – наука о небесных светилах.
... – машина для уборки хлеба.
... – место, где скрещиваются улицы.
... – место, где производится добыча камня.
... – машина, приводящая в движение состав поезда.
... – самый быстрый ход лошади.
... – речь, произносимая одним актером.
... – металл с примесью земли в том виде, в каком его извлекают из шахты.
... – маленькие ячейки из воска, куда пчелы кладут мед.

4. Определите, какая разница в значении слов, помещенных ниже. Составьте предложения с этими словами. При выполнении этого упражнения обязательно воспользуйтесь словарями.
а) Бесстрашный – бесстрастный, вихрь – вихор, вдохновенный – вдохновленный, волчонок – волчок, вплоть – вплотную, временный – временной, гостиница – гостиная, греческий – грецкий, дворовый – придворный, замерзший – замерший, здравица – здравница, индиец – индеец, искусный – искусственный, колос – колосс, крепостной – крепостник, невежа – невежда, нестерпимый – нетерпимый.
б) Понятный – понятливый, поступок – проступок, потчевать – почивать, преемник – приемник, прожектор – прожектер, хозяйский – хозяйственный, экскаватор – эскалатор, вытесненный – вытисненный, зонд – зонт, компания – кампания, пребывать – прибывать, предавать – придавать, презирать – призирать, разослать – разостлать, тушь – туш.
5. Попробуйте решить математическую задачу. Обратите при этом внимание на значение каждого слова.
Лес имеет круглую форму с диаметром 20 км. Как далеко лиса может забежать в этот лес?

6. Прочитайте внимательно предложение и ответьте на вопросы, помещенные после него.
Библиотека открыта, хотя дверь в библиотеку закрыта.
Почему это возможно? Нет ли тут противоречия?

7. Выясните: кто из собеседников прав?
– Может ли дождь идти два дня подряд?
– Конечно. Я сам помню, как однажды дождь шел два дня подряд.
– Как же подряд? Ведь между одним днем и другим была ночь!

8. Прочитайте внимательно текст и объясните, какая здесь стилистическая ошибка.
– Зажгли пять свечей, потом две потушили. Сколько осталось?
– Три.
– Нет, две!

9. Выясните: почему ученик ответил что он нашел х в уравнении?
Ученику нужно было найти х в уравнении:
5х2 + 20 = 100.
Он подчеркнул букву х и заявил: Я уже нашел х в уравнении.

10. В одной книге написано: Елку украшали девочки с учительницей второго класса. Помимо смысла, который вложил автор, какой второй, смешной смысл здесь получается?

11. Прочитайте отрывок из стихотворения. Назовите слово, которым обозначаются вещи, чьи признаки перечислены в строках стихотворения. Определите разные значения этого слова.
Вещь чудную во мне, читатель, ты найдешь,
Когда подробнее рассмотришь, разберешь
Мои различные деяния и свойства:
Я часто в воина вселяю дух геройства;
Небесные тела известны стали мной;
Огня ты не страшись тогда, как я с тобой;
Притом же иногда так высоко бываю,
Что храмы и дворцы ногами попираю.
(Ответ: труба – военная, астрономическая, пожарная, дымовая).

12. Скажите: все ли слова стилистически правильно употреблены в приведенном ниже диалоге?
– Может ли чайник кипеть?
– Конечно, если поставить на плитку!
– А вода в чайнике может кипеть?
– Так она ж и кипит!
– Что же кипит – чайник или вода в чайнике?

13. Найдите в следующих выражениях, среди выделенных слов слова, употребленные в переносном значении.
Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.

14. Объясните, что значат выражения, приведенные ниже, почему можно так говорить. Подберите сами подобные примеры.
Металл в людях: стальная воля, железная энергия, золотое сердце, медный лоб, свинцовые слезы.

15. Найдите в следующих предложениях прилагательные, употребленные в переносном значении.
Серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю. (Н.В. Гоголь)
Отец у меня золотой человек. (И.С. Тургенев)
Холодная усмешка скривила губы Базарова. (И.С. Тургенев)
Мысль важная в уме его родилась, но надобно ей дать остыть. (А.С. Пушкин)

16. Определите, в чем ошибка.
Ученик написал в сочинении: Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

17. Определите, какая допущена ошибка в тексте, помещенном ниже. Переделайте предложение так, чтобы оно было правильно построено.
Мой приятель лежал в беспамятстве. Я взял графин, расстегнул ему воротник и плеснул в лицо холодной водой.

18. (Задача-шутка.) Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилось буквы и.

19. Разберите омонимы и укажите их значения: брак, град, ключ, мир, свет, соль, среда, коса, лук, лейка, шейка. При выполнении задания пользуйтесь словарями.

20. Назовите омонимы к именам собственным, помещенным ниже.
Соня, Роман, Вера, Орел. Около Пензы есть станция Соседка. Недалеко от деревни протекает река Сестра.

21. (Задача-шутка.) Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио.

22. Омонимы и их разновидности – одно из наиболее часто употребительных средств словесной игры (шуток) и разнообразных художественных эффектов.

а) Шутки, в которых омоним встречается два раза.
Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. (В.И. Даль)
Злато, злато! Сколько через тебя зла-то! (А.Н. Островский)
Не под дождем – постоим да подождем. (Пословица)
Принято поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот. (Козьма Прутков)

б) Шутки, в которых омоним встречается один раз.
Во все колокола звонят. (Можно произнести: в овсе.)
Он же ребенок! (Можно произнести: Он жеребенок!)
Тише же, ребята! (Можно произнести: Тише, жеребята!)
Незримый хранитель могучему дан. (Можно произнести: Могу чемодан.)
Ел старик хлеб с ухой, откуда же под столом рыбьи кости? (Можно произнести: Хлеб сухой.)
Сколько у семи ослов ушей и хвостов? (Можно произнести: У шеи хвостов.)

23. Подберите антонимы к следующим прилагательным.
Большой, великий, вежливый, гладкий, гористый, длинный, здоровый, молодой, новый, обильный, первый, передовой, редкий, старый, холодный, хороший.

24. Подберите антонимы к следующим глаголам.
Болеть, заболевать, дружить, любить, строить, уважать, удаляться.

25. Подберите антонимы к следующим существительным.
Друг, дружба, недостаток, приход, ночь, здоровье, холод, шум.

26. При работе с учащимися в кружке занимательной грамматики можно использовать некоторые явления детской речи и детского понимания значения слов. Интересный материал такого порядка можно найти в книгах В.В. Вересаева, К.И. Чуковского, А.Н. Гвоздева, Ф.А. Вигдоровой.
Дети иногда говорят вместо сухарики – кусарики, вместо молоток – колоток, вместе запонки – папонки, вместо компресс – мокресс, вместо милиционер – улиционер. Объясните, почему они так произносят слова.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Лента активности

3 дня назад
3 дня назад
3 дня назад
Гельхаева Мадина получает награду "500 файлов пользователей в библиотеке":
500 файлов пользователей в библиотеке
3 дня назад
Гельхаева Мадина получает награду "500 постов в блогах студентов":
500 постов в блогах студентов
3 дня назад
Гельхаева Мадина получает награду "500 постов в блогах педагогов/сотрудников":
500 постов в блогах педагогов/сотрудников
3 дня назад
Гельхаева Мадина получает награду "500 видео пользователей":
500 видео пользователей
3 дня назад
Гельхаева Мадина получает награду "50 файлов пользователей в библиотеке":
50 файлов пользователей в библиотеке
3 дня назад
Гельхаева Мадина получает награду "50 файлов в библиотеке":
50 файлов в библиотеке